Back to top

Пьяные пассажиры на борту самолета

Когда командир экипажа вместе со своей командой готовится уже непосредственно к взлёту, то они мысленно желают друг другу хорошей лётной погоды. Но помимо этого они ещё и надеются на то, чтобы все пассажиры были трезвыми. Пассажиры, которые перед посадкой в самолёт уже успели «заправиться», создают массу проблем окружающим людям. Они хамят стюардессам, пристают к попутчикам, некоторые даже пытаются пролезть в кабину пилота, дабы проконтролировать верным ли курсом летит самолёт или ещё чего хуже начнут давать советы, как правильно управлять самолётом.

Примеры пьяного поведения на борту самолета

Изредка поведение пьяных пассажиров совсем выходит за рамки дозволенного. Был такой случай, что самолёт летел рейсом Астана – Пхукет и совершил вынужденную посадку. И всё потому, что один из пассажиров так разбушевался, что уже просто не контролировал свою агрессию: он грубил бортпроводникам, бил других пассажиров и даже грозился расправиться с экипажем самолёта.
Был и ещё такой казус, когда несколько лет назад российские студенты отправились в Соединённые Штаты по программе «Работа и путешествие» («Work&Travel»). Это столь значимое для них событие они решили хорошенько отметить. Вошли в раж и стали раскачивать самолёт. Раскачать авиалайнер им удалось, правда каким образом для всех остаётся загадкой, а вот долететь до Америки, увы, так и не получилось. Чтобы сохранить жизнь всем пассажирам, командир экипажа принял решение развернуть самолёт и вернуть «гуляк» на родину.

На каких рейсах больше всего нетрезвых пассажиров?

В первую очередь, это, конечно же, рейсы в курортные города мира. На радостях, что ещё совсем немного, и они уже будут нежиться под тёплым солнышком на берегу моря или океана, отдыхающие двигаются прямой наводкой в duty free и приступают отмечать свой отъезд, а заодно и начало отпуска уже в самолёте.
Из зарубежных самыми «пьяными» оказываются рейсы в Турцию и Таиланд. Пассажиры здесь настолько расслабляются, что просто теряют над собой всяческий контроль.
Позволяет туристам так расслабляться ещё и тот факт, что наказание за такое поведение совсем небольшое: штраф от пяти до двадцати пяти тысяч тенге. Если взять европейские страны для сравнения, то, например, в Италии и Нидерландах пьяных дебоширов штрафуют на полтысячи евро, а в Великобритании за «разгул» в самолёте придётся выложить уже две тысячи фунтов стерлингов. Соответственно и любителей «покутить» на борту авиалайнера там гораздо меньше.
Одно утешает, что глядя на своих западных коллег, казахстанские авиакомпании решили увеличить сумму штрафа для пьяных пассажиров.


Как же можно решить проблему пьянства на борту самолёта?

Очень многие достаточно крупные авиационные компании уже более года пытаются найти решение этой проблемы. Но сделать это, к сожалению, не так уж и просто. Предлагаются самые различные варианты, начиная от увеличения суммы штрафа и до оснащения самолётов специальными ремнями и пластиковыми наручниками, чтобы можно было «нейтрализовать» на какое-то время особо разбушевавшихся пассажиров.
Некоторые предлагают более радикальные меры, например, закрыть магазины duty free, где ведётся беспошлинная торговля. А владелец крупнейшей российской авиакомпании «Аэрофлот» предложил создать базу данных на пассажиров, которые «некрасиво» себя вели во время полёта.

Это своего рода чёрный список.

В некоторых странах Евросоюза, в Китае, Соединённых Штатах и Канаде подобная практика уже существует, да и некоторые российские авиационные компании уже создают свои чёрные списки, правда пока незаконно.
С юридической точки зрения эту идею пока никак не удаётся воплотить в жизнь. Слишком много всяких нюансов. Например, если принять такой закон, что за дебош в самолёте в пьяном виде лишить человека возможности в течение пяти лет куда-то летать, не совсем понятно, как он будет осуществляться на практике. Это можно квалифицировать, как нарушение права на свободу перемещения.

Служба безопасности.

Некоторые авиакомпании, например «Трансаэро», ввели правило, что каждый рейс сопровождают сотрудники отдела безопасности, поскольку хрупкие и миловидные стюардессы не смогут успокоить пьяного разбушевавшегося мужчину. А профессионалы психологически попытаются успокоить дебошира и в случае чего смогут защитить остальных пассажиров. Но не всем авиакомпаниям нравится такой ход, потому что содержать собственную службу безопасности – это дополнительная статья расходов.

Во всём виноваты duty free.

Обычно пассажиры напиваются тем алкоголем, который был куплен в duty free. Именно поэтому некоторые авиакомпании настаивали на закрытии этих магазинов беспошлинной торговли. Но затем отказались от этой затеи, поскольку это очень невыгодно ни самим авиаперевозчикам, ни аэропорту, ни, конечно же, пассажирам.
В некоторых европейских странах используют такой способ борьбы с пьянством на борту самолёта: перед посадкой они отбирают у пассажиров все алкогольные напитки, а при посадке – отдают обратно.
Но это же Европа. В Казахстане же борьба с пьянством в самолёте пока лишь формальность. Каких-то решительных действий не предпринимается. Будем надеяться на лучшее, что совсем скоро всё изменится, и мы будем летать абсолютно спокойно.